14:07 открытый урок по русскому языку | ||||||||||||||||||||||||
"Текст. Признаки текста". Цели: образовательные: формировать умение работать с текстом; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей. Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. Ход урока 1. Оргмомент Псих.тренинг «Молчанка» Сегодня вы работаете в группах. Для этого нужно помнить правила работы в группе. А теперь, ребята, подойдите ко мне и выберите понравившийся смайлик. Выбрали? Молодцы! А теперь сгруппируйтесь по цвету. 2. Актуализация знаний Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно? Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли) Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова "текст". (Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь) Оказывается, мы оказались правы в том, текст - это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного. Открыли тетради и записываем тему. Лист оценки урока
На ваших столах находится план, по которому мы будем сегодня заниматься. Это таблица, две колонки которой не заполнены. В конце урока вам предстоит определить, на каком этапе работы у вас возникли трудности и какие, чтобы ликвидировать их впоследствии. 3. Терминологический диктант Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте. ( быстренько проверили у соседа диктант). Критерии оценок: 1-3-«5» 4-7 «4», 7 и выше «3». Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему? - Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов. Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их. 2 задание. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы. (Слайд) Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст? Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа - деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст). (Работа в группах) Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн). Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн) Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст? Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция) По какому принципу вы разделили на абзацы? Что такое абзац? Слайд Абзац: красная строка, отступ в начале строки; часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес. Обратимся к словарю. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения. Что такое микротема? Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема. О чем этот текст? Какова его тема? Вот тезисный конспект работы: Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все- таки навевает грусть. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
Осень, сентябрь, денечек (время года). Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода). Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха). Цвет солнца, ягод, осени и тревоги - желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти). цветовая гамма Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок "Бабье лето в тайге" соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок "Таежная красота увядания", соотносящийся с основной мыслью текста. определить стиль речи? Ответы учеников . Художественный стиль текста: - Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением - уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть). Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений. Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора). Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте. Вспомним, что наряду со стилями речи, в русском языке есть и несколько типов текстов. Назовите основные: (Повествование, описание, рассуждение-в это время учитель крепит термины на доску).Сейчас я прочитаю определение, а вы должны решить, о каком типе текстов здесь говорится: Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников. 5. Тип речи - описание: доказательства: описан 1 факт (осень в тайге); этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге). Сколько превосходных слов существует в русском языке, для так называемых небесных явлений4. Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. {К, Паустовский)
107. Прочитайте. Озаглавьте текст так, чтобы заголовок выражал основную мысль. Укажите стиль и тип текста. Как связаны предложения в тексте? Камышевки2 не подозревают о грозной опасности, а она тут ря-;ом. Только на минуту отлучится птичка от гнезда, а яичко кукушки уже оказывается рядом с яичком камышевки4. С этого момента гнездышко2 принадлежит кукушке. Одного за другим кукушонок выбросит в воду птенчиков камышевки, даже если они вылупи--тзсь раньше его. Убийцу своих птенцов камышевки выкормят, и :н один улетит осенью в теплые края на зиму, и не заблудится, до гих пор удивляя этим ученых. (М. Зверев)
Этап усвоения и закрепления нового материала Тест "Верные и неверные высказывания" (тестовые задания у каждого ученика).Учитель Ученик Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки + Проверим себя. Сегодня мы обращались к тексту об осени, но за окном весна и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Задание. Создать текст в указанном стиле и типе Группа 1 Стиль - художественный. Тип речи - повествование. Текст, созданный учащимися Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу. Группа 2Стиль - художественный. Тип речи - описание. Текст, созданный учащимися Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным. Группа 3 Стиль - научный. Тип речи - рассуждение (объяснение). Текст, созданный учащимися Вьюга - это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе Зачитаем получившиеся тексты. Выставление оценок.
Ф.И. Тест "Верные и неверные высказывания" Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки
| ||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |