Главная » Статьи » Мои статьи

Тема: «Художественная литература как учебный предмет. Роль художественной литературы в жизни человека»
Тема: «Художественная литература как учебный предмет. Роль художественной литературы в жизни человека»

Цели: образоват: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека;
Развиват: развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение;
Воспитат: воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы урока: словесный, наглядный, творческое чтение
Приёмы обучения: беседа, работа с текстом;
Оборудование: тетради, учебники, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.
Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, цели урока.
Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль. Почему человек стремится окружить себя любимым искусством?
А можно ли считать художественную литературу искусством слова? Почему? Давайте подумаем. Какая роль искусства слова?
2. Художественная литература как искусство слова.
Что же такое художественная литература?
Художественная литература (кэркем одебиет — по-казахски). - это вид искусства, который отражает жизнь при помощи слова (художественного языка).
Художественные произведения показывают жизнь людей прошлых времен, современных людей и людей будущего. Художественные произведения не только дают нам знания о жизни героев, о времени, в котором они жили, но и вызывают у нас разные чувства, когда мы читаем эти произведения. Мы радуемся за героев, переживаем за них, огорчаемся или восхищаемся. Это происходит потому, что художественные произведения великих писателей и поэтов так написаны, что мы не можем оставаться равнодушными к тому, о чем они пишут. Но художественные произведения нужно читать очень внимательно, ничего не пропуская.
Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. Не обладая навыками чтения, мы слушали сказки из уст наших родителей. Именно сказка играет роль перовой ступеньки на пути становления читателя. Затем, ознакомившись с азбукой, ребенок самостоятельно начинает воспроизводить текст любимых произведений, запомнившихся с раннего детства.
3. Восприятие и усвоение учениками
Прочитайте и сравните следующие тексты
Текст первый
Осень — это время года. Оно наступает после лета. Осенью часто бывают дожди, дует ветер. Увеличивается облачность в течение дня. Сухая ясная погода чаще всего бывает в начале осени. В октябре происходит постепенное понижение температуры. усливается ветер. Температура может понизиться на десять двенадцать градусов. Неустойчивая погода с дождями, неграми и изменением температуры характерна для осени. В ноябре во многих районах возможен переход к более низким температурам, осадки в виде снега, метель.
Текст второй
Особенно красив и печален русский лес осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.
Прозрачен и чист осенью воздух. Прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы. Редко, бывало, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость!
(М.Пришвин)
Текст третий
ОСЕНЬ
К. Бальмонт
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснётся И заплачет спросонья.

Определите, какие из трёх текстов можно отнести к художественной литературе.
Откуда может быть взят первый текст? Охарактеризуйте язык этого текста: есть ли в нём точные сведения, факты, цифры?
Есть ли во втором тексте образные слова и выражения?
1. Какие чувства выражены в этом тексте?
2. Что вы узнали о русском лесе, о русской осени?
3. Докажите, что стихотворение К.Бальмонта "Осень" — художественное произведение.
4. Задание на дом
1. Сделайте рисунки к теме "Осень".
2. Напишите небольшой рассказ "Осень в нашем городе (селе)".
3. Поэт В.Левин написал стихотворение об осени, но когда его печатали, то перепутали некоторые строчки. Прочитайте стихотворение внимательно и восстановите правильный текст.

5. Подведение итогов
Вот и подошёл наш урок к концу. Последнее задание.
Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Вы получите оценку вашей работы на уроке. Читайте без помощи рук, отслеживая последовательность глазами.
1 5 13 9 4 В Л Я Ы О
8 12 15 14 6 Ц Б А Т О
3 10 7 11 2 М Р Д Е Ы

Запишите эту оценку в виде предложения. Расставьте в нем необходимые знаки препинания. Охарактеризуйте его. Составьте схему.
Вы молодцы, ребята!
Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Что вызвало затруднение?
Над чем ещё надо поработать?
Что понравилось?
На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по данному разделу языкознания понят вами и прочно усвоен. Вы работали в командах, и было приятно видеть, как каждый из вас активно участвовал в работе
6. Рефлексия
На листочках дети пишут своё отношение к уроку, пожелание учителю.
Сегодня на уроке мне было… (скучно, весело, интересно, неинтересно)
Всем спасибо за урок.
Категория: Мои статьи | Добавил: Нурика0852 (19.11.2015)
Просмотров: 493 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar