Главная » 2015 » Январь » 28 » 5 класс. Русский язык Тема: Антонимы
21:14
5 класс. Русский язык Тема: Антонимы

Тема: Антонимы

Цель: 1.          повторение сведений об антонимах;

2.Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

развитие навыков монологической и диалогической речи.

3.Воспитание интереса к предмету

 

Ход урока

 

1.Оргэтап

2.Этап проверки домашнего задания

Огонь       скакать

Шалун       аккуратный

Чистый      скакун

Конница     азбука

Прыгать     пламя

Конь        кавалерия

Алфавит     озорник

3.            Этап подготовки к активному усвоению знаний

— Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них?

 

— Запишите получившиеся пары слов: весёлая — грустная; далеко — близко; большой — маленький.

Определите, на какие вопросы отвечают слова в этих парах, какой частью речи выражены. Одинаковы ли они по написанию?

— А каково лексическое значение этих слов?

- Именно о таких словах мы и будем с вами говорить. Тема нашего урока «Антонимы».

5.            Этап объяснения новой темы

Слова с противоположным значением называются антонимы

Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость-старость, здоровый — больной), деятельность (работать-отдыхать), явления природы (жара-холод), пространственные и временные отношения (далеко — близко, день-ночь).

— Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем?

(У всех у них одинаковая вторая часть)

— Что означает вторая часть этих слов-терминов?

(онима - по-гречески означает — имя, слово)

— А если к этому ещё добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним.

Интересные слова в русском языке!

Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как они называются? (Дети говорят об омонимах, приводят примеры).

Есть, слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова?

А есть слова с противоположным значением.

Запись конспекта в тетрадб для правил

6.            Этап закрепления новой темы

 

 

Задание № 1. Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;

Большой – маленький;

Низкий – высокий;

Белый – черный;

Друг – враг;

Хороший – плохой;

Сложный – простой;

Синоним – антоним;

Мальчик – девочка;

Хорошо – плохо;

Зима – лето.

1) Прочитайте, записанные столбики слов на доске. По какому признаку объединены эти слова?

Температура                                  Цвет                                                    Размер

Зной — …                                      белый — …                                    короткий — …

Горячий — …                                  яркий —                                       высокий — …

Нагреть — …                                бледный — …                                широкий — …

— Подберите и запишите к ним слова с противоположным значением.

— Слова, каких частей речи встретились в первом столбике?

Задание Занимательная информация.

У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

            Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный алфавит в мире у абазинцев — народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите — 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

7.            Подведение итогов.

— Вот  мы и познакомились с новыми словами — антонимами. Что же это за слова?

— Где мы с ними встречаемся?

(На уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

— Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? Может ли иметь слово несколько антонимов?

— Чем отличаются антонимы от синонимов и омонимов?

1.этап оценивания

2.Этап информированности о домашнем задании. Правило выучить. Упражнение № 9 на странице 24. подберите подходящие по смыслу антонимы

 

 

Карточка 1

 

Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

                                                           (Г. Сапгир)

- Как говорили о яблоке герои стихотворения? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого? Назовите слова антонимы, которые мы встречаем в этом стихотворении

            (Значит, не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 460 | Добавил: Нурика | Теги: Тема: Антонимы Цель: 1. повторение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar